|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
|
|
||||
|
|
|
||||
|
В ПРЕДДВЕРИИ РАЗДАЧИ ТЕРЕМОВ
|
|
||||
|
|
|
||||
|
Сетования
на то, что жилищный вопрос нас испортил, становятся расхожей
банальностью. Острый дефицит жилья, несправедливость его
распределения, убожество общежитий и коммуналок,
низкое качество проектов, строительства все это общественное мнение
связывает с государственной собственностью. Выход из плачевного
нынешнего состояния? Срочная, преимущественно бесплатная приватизация жилья. Необходимо отобрать
eго у государственных чиновников, которые довели жилой фонд до
последней стадии разрухи, и передать квартиры настоящему хозяину
жильцу. Это восстановит социальную справедливость, создаст рынок
жилья, позволит значительно улучшить его содержание и обслуживание.
Разумеется,
бесплатное распределение в принципе своем порочно. Да другого не дано
- нет у народа денег. Не выгонять же в самом деле из квартиры тех, у
кого пустой кошелек. Зато в будущем новые квартиры нам уже не будут
выделять, их придется покупать и, вероятно, по рыночным ценам.
Все эти соображения так удобны и выгодны тем, кто обеспечен государственным жильем, что, кажется, другого взгляда на проблему и быть не может. Однако в подобных квартирах живет только половина населения страны. Другая половина жильем обеспечивает себя сама или терпеливо ждет и надеется. Кроме того, немалая часть первой половины живет в
коммуналках или квартирах просто перенаселенных. На что могут
рассчитывать они?
НЕМНОГО АРИФМЕТИКИ
В
1985 г. расходы бюджета на строительство и содержание государственного
жилого фонда составили более 40 миллиардов рублей. Из них 9,3
миллиарда шли на содержание жилья и не покрывались квартплатой. То
есть вместе с ордером на государственную квартиру счастли-вый
oбладатель получал не только и бесплатное пользование изрядный кус
общественного богатства, но и право на постоянные доплаты из бюджета на бед-
|
ность.
Немалые эти средства не материализовались из воздуха. В качестве прямых и косвенных налогов (последние у
нас в несколько раз болыне прямых) они до сих пор взыскиваются со
всего населения. Примерно по 300 целковых в год со
среднестатистического работника. Утверждение, что люди давно
отработали стоимость занимаемых квартир, страдает некоторой удобной
неточностью. "Отработали" их и живущий в собственном деревянном доме "без/уд" вологодский крестьянин, и
живущий в балке тюменский нефтяник, и прописанный на судне мурманский
рыбак. В этом и состоит нехитрый секрет дешевизны общественного жилья
при социализме.
Теперь
нам заявляю!, что пользование государственной квартирой дает право на
нее. Экономической логики здесь искать не стоит. Это заявление из
разряда "кому должен, всем прощаю". Однако оно весьма логично с точки зрения личных интересов поборников срочной приватизации, проживающих
- даю голову на отсечение в государственной квартире, и скорее всего
неплохой. Очень уж хочется узаконить завоеванные в административной
системе распределения жилищные позиции и сделать доставшиеся бесплатно
квартиры своей собственностью. Имея такой обеспеченный тыл, легко
быть сторонником радикальных реформ.
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?
Рыночная стоимость
жилья в несколько раз выше государственных цен. Поэтому
приватизация сколько-нибудь приличных квартир даже по полной
государст-венной стоимости становится фантастически выгодным бизнесом.
И выигрыш будет тем больше, чем лучшую и большую квартиру человеку удалось в свое время получить.
А кто имеет такое жилье известно: старая и новая номенклатура.
В Мурманске предлагается норма бесплатной приватизации 27 кв. м на человека. Она понадобилась явно не рядовым мурманчанам. Зато чиновники, которых мы
|
в праведном гневе хотим лишит привычных источни- ков наживы, могут получить в собственность огромные квартиры на проспекте Ленина практически бесплатно.
Безусловно, город заинтересован в бесплат- ной приватизации гораздо более деревни: там приватизировать нечего вес и так своими руками
да на собственные деньги построено. Практически все государственное
жилье сосредоточено в городах. А деревня под озабоченные разговоры о
возвращении долгов в очередной раз получит, извините, шиш.
Но
и среди горожан заинтересованность в шариков-ском дележе общественного
пирога далеко не одинакова. Жители "матери городов русских" приобретут
в результате этой операции существенно больше, чем мур-манчане или новгород- цы.
В выгодном положении окажутся также жители всех республиканских столицу
Средства
на строительст- во и благоустройство фасада социалистического образа
жизни стягивались со всей страны. По этой причине среднестатисти- ческая
квартира москвича заметно просторней сред- него жилища провинциаль- ного городка и
областного центра, лучше спланирова- на, построена, отделана. Не случайно
так решительно взялись за приватизацию именно в Москве.
Наконец,
внезапно надутыми оказываются владельцы кооперативов, содержавших свое
жилье полностью за свой счет и годами выплачивавших его стоимость.
Их-то приватизация не касается, им придется и дальше платить свои
долги.
Автор Боже упаси — не хотел бы оставить впечатление, что считает жителей казенных квартир людьми худыми или нечестными. Разумеется, в подавляющем большинст- ве это обыкновенные законопослушные граж- дане. Как всякий нормальный человек, они решали свои проблемы теми способами, которые им предоставляла систе- ма, выбирая из возможных вариантов тот, что проще и выгодней. Но система, как нынче справедливо утверждается, была грабительской. И вопрос в том, узаконим ли мы результаты системного грабе-
|
жа одних ради других или удержимся в рамках нормальной, не революционной морали?
ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
Что
нам, собственно, нужно от жилищной политики? Во-первых, чтобы жилья на
всех хватало. Во-вторых, справедливого его распределения. В-третьих,
чтобы оно качественно и со вкусом строилось и содержалось. Пустяк в
сущности!
Для выполнения
первого требования необходимо и достаточно, чтобы жилье продавалось или сдавалось в аренду по рыночным ценам.
Любое искусственное занижение цен приведет не к насыщению рынка, а к обострению дефицита.
Надежды
на то, что приватизация расширит рынок жилья, просто
неквалифицированны. Как раз наоборот, основную часть его она из рынка
надолго выключит.
Не
забудем, темпы строительства устойчиво падают. А число людей с
большими деньгами растет, и им, естественно, хочется не только сорить
ими в ресторанах, но и изменять в свою пользу распределе- ние
национального жилого фонда. Спрос на жилье по этой причине будет
по-прежнему огромным, предложение мизерным,
цены соответственно астрономическими. Граждане, не успевшие получить квартиру,
будут отделены от тех, кто успел, гранью фатального неблагополучия.
Жители перенаселенного жилья останутся в нем до конца жизни.
Сторонники срочной приватизации делают вид, что это
единственный способ решения жилищной проблемы. О том, что ни в одной
капиталистической стране рынок жилья не сводится к его купле-продаже, хранится какое-то
подозрительное молчание. Между тем значительная часть жилого фонда,
особенно городских многоэтажек, принадлежит гам крупным собственникам частным лицам,
муниципал- итетам, государству и сдается внаем преимущественно на коммерческих началах.
Квартплата,
взимаемая с жильцов, возмещает все расходы на содержание и обслуживание дома, окупает средства, затраченные нa
|
строительство, приносит прибыль домовладельцу.
Рыночная цена аренды служит наиболее объек- тивной оценкой качества квартир. А
стремление получить прибыль застав- ляет собственников строить жилье,
наиболее отвеча- ющее запросам и возможностям кармана квартиросъемщиков,
и содержать его в достойном состоянии наиболее эко- номными способами.
Это относится и к муниципалитетам, и к гоcу- дарственному жилью. Важно не столько,
кто владеет, сколько экономи- ческий механизм, заставляющий всех собственников вести себя одинаково.
Повторюсь: государст- венный жилой фонд строился и
содержался за счет всего населения страны в равной степени, поэтому все
имеют на него равное право. Единс- твенный способ сделать это право реальным - сда- вать жилье
внаем по ценам спроса-предложения. Квартплата должна полностью окупать
расходы на качественное его содержание и приносить прибыль собственнику.
Ради
создания конкуренции часть государственного жилья полезно передать в
собственность местным Советам, областям. Тогда любой гражданин в
любом городе сможет снять квартиру по вкусу и карману. Цены аренды не
могут прыгнуть очень высоко, так как на рынок-аренды будет брошен весь
государственный жилой
фонд — примерно половина имеющегося в стране жилья. Человек со сред- ними доходами всегда найдет себе средних
размеров и качества квартиру. Поджаться и подобрать жилье поскром- нее
придется тем, кто занимает хоромы, не пропорциональные доходам.
Одновременно полезно начинать и приватизацию, но не срочную, не бесплатную, а нормальную по реальным
рыночным ценам и без всяких привилегий. Полученные от приватизации
средства и прибыль от коммерческой сдачи жилья должны использоваться
в общих интересах, и прежде всего для строительства нового жилья. Но
иные выгоды новых властей, видимо перевешивают это обстоятельство.
А. ЧИГРИН. Научный сотрудник НИИ "Моргеология".
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|