Как построить капитализм?









ГОССОБСТВЕННОСТЬ-
СЕКРЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ









Анатолий Чигрин, г. Мурманск









Поиски причин неэф-
фективности нашей эко-
номики не были излишне
долгими. Приговор выне-
сен окончательный и об-
жалованию, похоже, не
подлежит: виной всему
госсобственность. Она и
только она причина бес-
хозяйственности, ведом-
ственности, бюрократиз-
ма. Государство, обобрав
свой народ, лишив его
собственности и матери-
альной независимости,
превратилось в гигантскую
монополию, и, избавив
себя от всякой конкурен-
ции, эксплуатирует насе-
ление нещадней любого
капиталиста.
Государственная собст-
венность давно стала у
нас синонимом бюрокра-
тизма, ведомственности,
бесхозяйственности —
всех тех качеств, которые
объединены недавно тер-
мином «административная
система». Однако в капи-
талистических странах
существует значительный
и достаточно эффектив-
ный коммерческий госу-
дарственный сектор. На-
пример, французский го-
сударственный концерн
«Рено», английский «Ро-
вер», немецкий «Фолькс-
ваген успешно конкури-
руют на мировом рынке с
частными автогигантами.
Мы не говорим уж о вы-
сокоразвитых энергетике,
железнодорожном транс-
порте и почтовой службе
— традиционной сфере
государственной хозяйст-
венной деятельности. Об
оптимальных размерах
государственного сектора
и сферах его хозяйствен-
ной активности хозяева
могут спорить и довольно
жарко. Во многих отрас-
лях государственные пред-
приятия в эффективности
несколько проигрывают
частным, а в некоторых
оказываются совершенно
неконкурентоспособными .
Но наличие жизнеспособ-
ных в условиях жесткой
конкуренции государст-
венных концернов говорит
о том, что бесхозяйствен-
ность - отнюдь не орга-
ническая черта государ-
ственного хозяйства эко-
номикой.
Западные исследования
западных же государст-
венных предприятий пока-
зывают, что они бывают
эффективны и конкурен,
тоспособны, если государ-
ство не создает им теп-
личных условий, не под-
держивает их дотациями,
но напротив того, жестко,
по-капиталистически «тря-
сет» с них прибыль.
Секрет эффективности
государственных предприя-
тий на Западе прост. Во-
первых, они работают на
свободный рынок и про-
дают свою продукцию по
той цене, по которой мо-
гут продать. А рыночная
цена, как известно. —
единственный объектив-
ный критерий потреби-
тельной ценности. Во-вто-
рых, они отчитываются
перед правительством од-





ним показателем при-
былью — той конкретной
и материальной пользой,
которую они приносят
собственнику - государст-
ву. Ими движут те же
материальные стимулы и
та же жесткая экономи-
ческая необходимость, что
и частным предпринима-
телем. В таких условиях
мелочная опека государст-
венных органов управле-
ния оказывается невоз-
можной: либо опека, либо
рентабельность — треть-
его не дано.
Чтобы у государствен-
ных предприятий был
шанс в нормальной кон-
куренции с частником, го-
сударство должно стать
вполне традиционным соб-
ственником, жмотом-капи-
талистом, т. е. стремиться
получить максимальную
прибыль на вложенный
капитал. И это самое
большее, что оно может
сделать для своих граж-
дан. Того же оно должно
требовать от ведомств и
предприятий, этим изме-
рять их вклад в процве-
тание государства, за это
платить их руководителям.
Коммерция есть коммер-
ция независимо от того,
занимается ей частник или
государство. Пока мы не
признаем, что государст-
венные предприятия и
концерны нам ни чем не
обязаны, и имеют такое
же право «наживаться»
на удовлетворении наших
нужд, как и частник, тол-
ку от них не будет.
Наша экономика была
до сих пор поставлена в
такие рамки, что быть
эффективной в принципе
не могла. Правила игры,
привязанные к идеологи,
ческим догмам, требовали
от нее совсем не этого.
Но вместо исправления
противоестественных пра-
вил — операции относи-
тельно недорогой и без-
болезненной — предлага-
ется срочная ликвидация
государственного сектора
как такового — поворот,
чреватый непредсказуе-
мыми потерями. И никто
пока не предложил само-
го простого и очевидного
— поставить сначала го-
сударственный сектор на
те же организационные
начала, что и частный, а
потом уже распродавать в
порядке наибольшей убы-
точности.
Разумеется, идеальным
вариантом был бы быст-
рый и радикальный пере-
ход к частнокапиталисти-
ческому хозяйству. Одна-
ко, как заметил известный
в мире венгерский эконо-
мист Янош Корнаи, убеж-
денный рыночник и про-
тивник госсобственности:
«Для развития частного
сектора характерны пос-
тепенные изменения. Не-
возможно установить ча-
стную собственность кава-
лерийской атакой. Обур-
жуазивание — длитель-
ный исторический про-
цесс ».
Даже на первый взгляд
видно по крайней мере
три причинны, вынуждаю-
щие нас еще долго ми-
риться с засилием госу-
дарственной собственности
особенно в крупной про-
мышленности-
Во-первых, нет собст-
венника, хозяина. Кто-то
усмехнется — «нашел
проблему*. Но проблема
весьма реальна. Юриди-
ческого собственника соз.
дать действительно недол-
го; передал имущество,
оформил документы — го-
тово. Но у экономики
свои требования. Тот не
хозяин, кто не способен,
если не сам управлять
своим предприятием, то
профессионально контро-
лировать работу наемной
администрации; разорять-
ся-то не администрации, а
хозяину. Кто не разбира-
ется в тонкостях органи-
зации производства, в
коньюнктуре рынка, тот
не сможет выгодно вкла-
дывать полученную при-
быль. Вообще, собствен-
ник крупного предприятия
— это профессия. тре-
бующая специального образования, опыта, самоотдачи — всего того, что делает человека профессионалом. Трудовой коллектив даже в плане юридическом сделать полноценным собственником довольно непросто. А с точки зрения экономики надежд совсем мало.
Во-вторых, было бы
очень полезно сохранить
сложившиеся отраслевые
комплексы прежде всего
в наукоемких отраслях.
Растаскивание их, дробле-
ние на независимые пред-
приятия, надолго подор-
вет шансы национальной
экономики в конкуренции
с промышленными гиган-
тами Запада. Тем более,
что по сравнению с круп-
нейшими капиталистичес-
кими концернами наши
министерства в сущности
карлики. Бывший минав-
топром, например, едва
попадал в первую десятку
автомобильных концернов
по продукции в штуках.
В ценах мирового рынка
его позииции выглядели
еще скромней.
Конкуренция в науко-
емких ' отраслях давно
уже вышла на междуна-
родный уровень, потеряв
былое значение внутри
национальных границ.
ФИАТ, например, конт-
ролирует более 90% про-
изводства автомобилей в
Италии, а Боинг по суще-
ству контролирует миро-
вой рынок гражданских
самолетов. Это редко кого
уже беспокоит. Все пони-
мают: техническую и ры-
ночную политику делают
гиганты. Мелкие фирмы'
ищут экономические ни-
ши.
Только крупные объе-
динения имеют средства
для ведения солидных на-
учных исследований, для
финансирования крупных
проектов, осуществления
фундаментальных научно-
технических прорывов.
Только крупные фирмы
могут закрепляться на
международном рынке. И
если мы хотим подклю-
чить нашу экономику к
мировому рынку и смеем
надеяться на ее конку-
рентоспособность и неза-
висимость, нам нужны
производственные объеди-
нения по крайней мере
масштабов нынешних от-
раслей. Кстати, Южная
Корея въехала в техно-
тронный век именно на
плечах сверхмонополий,
число которых — едини-
цы. Единственная возмож-
ность сохранить крупные
концерны у нас — оста-
вить их в государствен-
ной собственности.
В-третьих, денег у на-
селения для нормальной
распродажи государствен.
ных предприятий нет. Да
и невозможно это в усло-
виях развала денежной
системы. Значит, снова
административное распре-
деление или охлократи-
ческая экспроприация. И,
как это у нас традиционно
ведется, больший кусок
наверняка достанется тем.
кто устроился ближе к
распределителю или на-
жился на спекуляции де-
фицитом. И прискорбно
это обстоятельство даже
не нарушением элемен-
тарной справедливости —
к этому-то мы давно при-
учены — а больше тем,
что значительная часть
предприятий, пока найдет
настоящего хозяина, будет
разорена эксплуатацией
наизнос или некомпетент-
ным управлением. Способ-
ности к спекуляции в ус-
ловиях тотального дефици-
та далеко не равнозначны
таланту предпринимателя.
Неизбежность возвра-
щения к рыночному, пре-
имущественно частнокапи-
талистическому хозяйству
сомнений большей частью
уже не вызывает. Вопрос
в формах и сроках, и в
том, сколько будет раз-
базарено в пожарном раз-
государствлении и после
него новоявленными хозя-
евами, и во что нам все
это обойдется.
В последнее десятиле-
тне-полтора мы были сви-
детелями процесса прива-
тизации части государ,
ственного сектора в за-
падной Европе. М. Тэтчер
считает своим успехом
продажу госпредприятий
на 17 миллиардов фунтов
за все время своего прав-
ления. Процесс сопровож-
дался интенсивным обсуж-
дением от прессы до пар-
ламента едва ли не каж-
дой скупной сделки, со
скрупулезной оценкой по-
терь, выгод и вероятных
последствий. Это в Евро-
пе-то, с ее капиталисти-
ческими традициями. с
избытком крупных собст-
венников, достаточно ква-
лифицированных для уп-
равления приобретенными
предприятиями и способ-
ных сполна за них запла-
тить.
У нас ничего подобного
нет. Но планы наши тра-
диционно глобальны.














tmp77-1.jpg









ОТ РЕДАКЦИИ: мы не во всем согласны с автором статьи. Однако, сочли нужным
вынести ее на обсуждение наших читате-
tmp77-2.jpg
лей. Ждем от вас, уважаемые читатели,
оценок и мнений по поводу этой публика-
ции «СЗ».









«СЕВЕРНЫЕ ЗАПИСКИ»




















Hosted by uCoz