|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|||||||
|
Как
построить капитализм?
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||
|
ГОССОБСТВЕННОСТЬ-
СЕКРЕТ ЭФФЕКТИВНОСТИ |
|
|||||||
|
|
|
|||||||
|
Анатолий Чигрин, г.
Мурманск
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||
|
Поиски причин неэф-
фективности нашей эко- номики не были излишне долгими. Приговор выне- сен окончательный и об- жалованию, похоже, не подлежит: виной всему госсобственность. Она и только она причина бес- хозяйственности, ведом- ственности, бюрократиз- ма. Государство, обобрав свой народ, лишив его собственности и матери- альной независимости, превратилось в гигантскую монополию, и, избавив себя от всякой конкурен- ции, эксплуатирует насе- ление нещадней любого капиталиста. Государственная собст-
венность давно стала у нас синонимом бюрокра- тизма, ведомственности, бесхозяйственности — всех тех качеств, которые объединены недавно тер- мином «административная система». Однако в капи- талистических странах существует значительный и достаточно эффектив- ный коммерческий госу- дарственный сектор. На- пример, французский го- сударственный концерн «Рено», английский «Ро- вер», немецкий «Фолькс- ваген успешно конкури- руют на мировом рынке с частными автогигантами. Мы не говорим уж о вы- сокоразвитых энергетике, железнодорожном транс- порте и почтовой службе — традиционной сфере государственной хозяйст- венной деятельности. Об оптимальных размерах государственного сектора и сферах его хозяйствен- ной активности хозяева могут спорить и довольно жарко. Во многих отрас- лях государственные пред- приятия в эффективности несколько проигрывают частным, а в некоторых оказываются совершенно неконкурентоспособными . Но наличие жизнеспособ- ных в условиях жесткой конкуренции государст- венных концернов говорит о том, что бесхозяйствен- ность - отнюдь не орга- ническая черта государ- ственного хозяйства эко- номикой. Западные исследования
западных же государст- венных предприятий пока- зывают, что они бывают эффективны и конкурен, тоспособны, если государ- ство не создает им теп- личных условий, не под- держивает их дотациями, но напротив того, жестко, по-капиталистически «тря- сет» с них прибыль. Секрет эффективности
государственных предприя- тий на Западе прост. Во- первых, они работают на свободный рынок и про- дают свою продукцию по той цене, по которой мо- гут продать. А рыночная цена, как известно. — единственный объектив- ный критерий потреби- тельной ценности. Во-вто- рых, они отчитываются перед правительством од- |
|
|
||||||
|
ним показателем при-
былью — той конкретной и материальной пользой, которую они приносят собственнику - государст- ву. Ими движут те же материальные стимулы и та же жесткая экономи- ческая необходимость, что и частным предпринима- телем. В таких условиях мелочная опека государст- венных органов управле- ния оказывается невоз- можной: либо опека, либо рентабельность — треть- его не дано. Чтобы у государствен-
ных предприятий был шанс в нормальной кон- куренции с частником, го- сударство должно стать вполне традиционным соб- ственником, жмотом-капи- талистом, т. е. стремиться получить максимальную прибыль на вложенный капитал. И это самое большее, что оно может сделать для своих граж- дан. Того же оно должно требовать от ведомств и предприятий, этим изме- рять их вклад в процве- тание государства, за это платить их руководителям. Коммерция есть коммер- ция независимо от того, занимается ей частник или государство. Пока мы не признаем, что государст- венные предприятия и концерны нам ни чем не обязаны, и имеют такое же право «наживаться» на удовлетворении наших нужд, как и частник, тол- ку от них не будет. Наша экономика была
до сих пор поставлена в такие рамки, что быть эффективной в принципе не могла. Правила игры, привязанные к идеологи, ческим догмам, требовали от нее совсем не этого. Но вместо исправления противоестественных пра- вил — операции относи- тельно недорогой и без- болезненной — предлага- ется срочная ликвидация государственного сектора как такового — поворот, чреватый непредсказуе- мыми потерями. И никто пока не предложил само- го простого и очевидного — поставить сначала го- сударственный сектор на те же организационные начала, что и частный, а потом уже распродавать в порядке наибольшей убы- точности. Разумеется, идеальным
вариантом был бы быст- рый и радикальный пере- ход к частнокапиталисти- ческому хозяйству. Одна- ко, как заметил известный в мире венгерский эконо- мист Янош Корнаи, убеж- денный рыночник и про- тивник госсобственности: «Для развития частного сектора характерны пос- тепенные изменения. Не- возможно установить ча- стную собственность кава- лерийской атакой. Обур- жуазивание — длитель- ный исторический про- цесс ». Даже на первый взгляд
видно по крайней мере |
три причинны, вынуждаю-
щие нас еще долго ми- риться с засилием госу- дарственной собственности особенно в крупной про- мышленности- Во-первых,
нет собст-
венника, хозяина. Кто-то усмехнется — «нашел проблему*. Но проблема весьма реальна. Юриди- ческого собственника соз. дать действительно недол- го; передал имущество, оформил документы — го- тово. Но у экономики свои требования. Тот не хозяин, кто не способен, если не сам управлять своим предприятием, то профессионально контро- лировать работу наемной администрации; разорять- ся-то не администрации, а хозяину. Кто не разбира- ется в тонкостях органи- зации производства, в коньюнктуре рынка, тот не сможет выгодно вкла- дывать полученную при- быль. Вообще, собствен- ник крупного предприятия — это профессия. тре- бующая специального образования, опыта, самоотдачи — всего того, что делает человека профессионалом. Трудовой коллектив даже в плане юридическом сделать полноценным собственником довольно непросто. А с точки зрения экономики надежд совсем мало. Во-вторых, было бы
очень полезно сохранить сложившиеся отраслевые комплексы прежде всего в наукоемких отраслях. Растаскивание их, дробле- ние на независимые пред- приятия, надолго подор- вет шансы национальной экономики в конкуренции с промышленными гиган- тами Запада. Тем более, что по сравнению с круп- нейшими капиталистичес- кими концернами наши министерства в сущности карлики. Бывший минав- топром, например, едва попадал в первую десятку автомобильных концернов по продукции в штуках. В ценах мирового рынка его позииции выглядели еще скромней. Конкуренция в науко-
емких ' отраслях давно уже вышла на междуна- родный уровень, потеряв былое значение внутри национальных границ. ФИАТ, например, конт-
ролирует более 90% про- изводства автомобилей в Италии, а Боинг по суще- ству контролирует миро- вой рынок гражданских самолетов. Это редко кого уже беспокоит. Все пони- мают: техническую и ры- ночную политику делают гиганты. Мелкие фирмы' ищут экономические ни- ши. Только крупные объе-
динения имеют средства для ведения солидных на- учных исследований, для финансирования крупных проектов, осуществления фундаментальных научно- технических прорывов. Только крупные фирмы |
могут закрепляться на
международном рынке. И если мы хотим подклю- чить нашу экономику к мировому рынку и смеем надеяться на ее конку- рентоспособность и неза- висимость, нам нужны производственные объеди- нения по крайней мере масштабов нынешних от- раслей. Кстати, Южная Корея въехала в техно- тронный век именно на плечах сверхмонополий, число которых — едини- цы. Единственная возмож- ность сохранить крупные концерны у нас — оста- вить их в государствен- ной собственности. В-третьих, денег у на-
селения для нормальной распродажи государствен. ных предприятий нет.
Да
и невозможно это в усло-
виях развала денежной системы. Значит, снова административное распре- деление или охлократи- ческая экспроприация. И, как это у нас традиционно ведется, больший кусок наверняка достанется тем. кто устроился ближе к распределителю или на- жился на спекуляции де- фицитом. И прискорбно это обстоятельство даже не нарушением элемен- тарной справедливости — к этому-то мы давно при- учены — а больше тем, что значительная часть предприятий, пока найдет настоящего хозяина, будет разорена эксплуатацией наизнос или некомпетент- ным управлением. Способ- ности к спекуляции в ус- ловиях тотального дефици- та далеко не равнозначны таланту предпринимателя. Неизбежность возвра-
щения к рыночному, пре- имущественно частнокапи- талистическому хозяйству сомнений большей частью уже не вызывает. Вопрос в формах и сроках, и в том, сколько будет раз- базарено в пожарном раз- государствлении и после него новоявленными хозя- евами, и во что нам все это обойдется. В последнее десятиле-
тне-полтора мы были сви- детелями процесса прива- тизации части государ, ственного сектора в за- падной Европе. М. Тэтчер считает своим успехом продажу госпредприятий на 17 миллиардов фунтов за все время своего прав- ления. Процесс сопровож- дался интенсивным обсуж- дением от прессы до пар- ламента едва ли не каж- дой скупной сделки, со скрупулезной оценкой по- терь, выгод и вероятных последствий. Это в Евро- пе-то, с ее капиталисти- ческими традициями. с избытком крупных собст- венников, достаточно ква- лифицированных для уп- равления приобретенными предприятиями и способ- ных сполна за них запла- тить. У нас ничего подобного
нет. Но планы наши тра- диционно глобальны. |
|
|||||
|
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||
|
|
||||||||
|
|
|
|||||||
|
ОТ РЕДАКЦИИ: мы не во
всем согласны с автором статьи. Однако, сочли нужным
вынести ее на обсуждение наших читате- |
лей. Ждем от вас,
уважаемые читатели,
оценок и мнений по поводу этой публика- ции «СЗ». |
|
||||||
|
|
|
|||||||
|
«СЕВЕРНЫЕ ЗАПИСКИ»
|
|
|||||||
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|