<Болезни российской экономики>



 
Этюд на тему экономической необходимости.
     (По поводу обсуждений на высшем уровне вопроса о качестве образования в апреле 2011)


    Последнее время наблюдение за экономической жизнью часто вызывают воспоминания о несколько подзабытом понятии экономической необходимости.
    Если дешевле продать нефть и купить мерседес, чем произвести в стране жигули (по реальным издержкам, исключая распил ренты), экономическая необходимость производства жигулей крайне сомнительна. Что выражается в устойчивой и закономерной потере позиций отечественным автопромом. Это относится не только к автопрому. Любая переработка, минимальная добавленная стоимость, снижают рентабельность (норму ренты) рентного товара. Соответственно, сырые нефть и газ продавать выгоднее, чем продукты переработки. Многие страны-экспортеры нефти импортируют бензин - переработка нефти без искусственных стимулов (экспортных пошлин) не выгодна.
    Путин как-то признал: "Как это не покажется парадоксальным, сегодня продавать сырую нефть экономически выгоднее, чем нефтепродукты", "нефть сырая дороже стоит, чем нефтепродукты"1. Тут премьер явно погорячился. Не могут продукты переработки стоить дешевле сырья, как не может урожай стоить дешевле посевного материала. Иначе никто не стал бы заниматься переработкой и сельским хозяйством. В чем он безусловно прав, так в том, что за границей перерабатывать дешевле. Именно поэтому сырую нефть экспортировать выгоднее, чем продукты переработки. Подтверждением тому служит нежелание отечественных нефтяных компаний строить НПЗ в стране. Они предпочитают скупать соответствующие активы за рубежом. Ничего парадоксального в этом, увы, нет.
    Максимум добавленной стоимости - в науко- и технолого-емких товарах. Соответственно, их производство наименее выгодно, оно разоряется в первую очередь. Экономика примитивизируется.
    Если нет наукоемкой промышленности, трудно найти экономическую необходимость в науке. Характеризуя состояние Российской науки трудно обойти слова классика: "экономическая необходимость двигает науку быстрей, чем тысяча университетов". Постсоветский период в России ознаменовался бурным ростом университетов на фоне явной деградации науки. Научные школы разваливались, ученые в массовом порядке эмигрировали. «Экономическая необходимость» идет от производства к науке, а не наоборот.
    В России при средней зарплате более 500 долл. научные сотрудники и преподаватели вузов получают порядка 200-300 долл. (2005 г.). При этом десятки $миллиардов вкладываются в строительство новых трубопроводных систем, экономическое обоснование которых далеко не безупречно. Отсюда ясно, что является экономической необходимостью для России, а что нет.
    Принципиально иная ситуация в Китае. При средней зарплате менее 100 долл., научные сотрудники, преподаватели вузов, инженеры наукоемких компаний получают более 1000. Китай привлек к преподаванию и исследованиям без потери в доходах значительное число успешных ученых - этнических китайцев - из развитых стран. Это свидетельствует, что для них это «необходимость». Это основа сегодняшнего благополучия и основная надежда на продолжение и устойчивость сегодняшнего роста. Это, наконец, реальная выгода. Для Китая другого пути, кроме научно-технического развития, нет.
    Аналогичная ситуация с Российским образованием. В то время как промышленность, по словам ее представителей, испытывает острую потребность в специалистах, менее трети выпускников инженерных вузов находят работу по специальности. Дефицит и трехкратное перепроизводство в одном флаконе2. Ситуация парадоксальна только на первый взгляд. Выпускники не хотят работать по полученной специальности, потому что предприятия предлагают инженерам смешные зарплаты. В сервисном секторе уровень зарплат выше, а требования к квалификации ниже. Всем это давно известно. Высшее образование становится все больше ненужной формальностью. Об этом свидетельствует возникновение уникальной отрасли специфических услуг: производство контрольных, курсовых, дипломных работ на заказ (так же сервисный сектор). По большому счету - мошенничество по отношению к самому себе и за собственные деньги. А также - естественное развитие ситуации - торговля самими дипломами. Учиться всерьез мало кто стремится - откровенно бессмысленная работа. Надеяться на повышение качества образования в таких условиях – не есть признак адекватности.
    Из сказанного следует, что "представители производства" откровенно врут. Промышленности не нужны сегодняшние выпускники ВУЗ'ов. Предприятия открытого сектора, нуждаются не просто в специалистах, а в старых специалистах, уровень подготовки которых значительно выше, а требования к зарплате в несколько раз ниже, чем у выпускников. При этом запрашиваемые специалисты, обладая всеми достоинствами старых, должны владеть компьютерной грамотностью не хуже молодых. Такого, как всем понятно, в природе не бывает.
    Это означает еще одно: экономической необходимости в большей части образования нет. Затраты на образование не только не окупаются повышением доходов, а ведут к снижению доходов. За исключением сырьевого, сервисного сектора и некоторых нишевых отраслей - двойные убытки. В эту категорию явно не попадают высокотехнологичные отрасли. Человеческий капитал деградирует по причине его бесполезности, отсутствия экономической необходимости в нем. Чтобы стоять на рынке, энштейны не нужны.
    Если большая часть промышленности не может обеспечить инженерам конкурентоспособную зарплату, возникает сомнение в ее собственной состоятельности и экономической необходимости в данной стране. Вернулись к тому, с чего начали.
----------------------------------------------------------------------------
    1. Путин: Для России в настоящее время продавать сырую нефть выгодно Деловая газета Взгляд 29 декабря 2009, 10::29 http://www.vz.ru/news/2009/12/29/362976.html
    2. Наумов И. Будущих инженеров поголовно отправят на практику //Независимая Газета 2011-03-30 / http://www.ng.ru/economics/2011-03-30/4_engineers.html

 

   

Назад






Яндекс Реклама на Яндексе Помощь Показать Закрыть
Почта вам с кисточкой


Hosted by uCoz